Несколько лет назад я основала экспериментальную программу в этой области, предназначенную для школьных учителей. В ее рамках мы приглашали художников, которые помогали педагогам разрабатывать инструменты для освоения тем, не входивших в учебный курс. Надо сказать, что, прежде всего, делать это можно и нужно в области биологии, особенно если речь идет о революционных технологиях, которые пока трудно объяснить, — например, о системе редактирования генома CRISPR-Cas. Чтобы объяснить, как она работает, художники создают инструменты формата «Сделай сам». Их можно использовать дома или в классе, чтобы воссоздать эксперименты, которые обычно проводятся в лаборатории. Такие инициативы позволяют по-настоящему демократизировать науку. Дети учатся извлекать ДНК, используя ананасы или папайю, чашку Петри, кухонную утварь и несколько других предметов. Это просто, но безумно увлекательно.
Прежде всего, в таком случае речь все-таки идет о научных музеях. Еще я бы привела в пример сообщество DIYbio — его участников также называют биохакерами. Такие люди есть по всему миру, и их кредо — «делать науку» за пределами науки. Они создают онлайн- и оффлайн-площадки по всему миру, которые позволяют другим людям поближе познакомиться с этой областью. Пока их деятельность по большей части связана с биологией, но движение DIY постепенно захватывает и другие научные области. Пока такое обучение не формализовано, но и на государственном уровне к нему постепенно возникает интерес.
Кроме того, существует движение STEM, чье название расшифровывается как Science, Technology, Engineering, Mathematics — «Естественные науки, информационные технологии, инжиниринг, математика». Его представители тоже нередко используют искусство в своей работе.
Я сама 15 лет пытаюсь балансировать на этой грани. Междисциплинарная область, которая возникает на стыке двух этих сфер, дает тебе возможность попасть в места, куда обычно попасть невозможно. Не потому, что это какие-то закрытые организации, а потому что они очень разные. 10 лет назад я работала в области биологии, затем занималась проблемой изменения климата, потом — компьютерной инженерией, а сейчас — физикой элементарных частиц.
Я думаю, главная профессия будущего — педагог. Если хотите менять мир — это сюда. Нам ведь постоянно требуются новые навыки. Так будет и дальше. Вторая важнейшая профессия на мой взгляд — художник, но в широком смысле слова. Это должен быть человек, настроенный критически и способный работать на стыке дисциплин. И, наконец, третья специальность — социальный работник, который помогает людям интегрироваться в общество и решает социальные проблемы, такие, как неправомерно организованный труд (по сути, рабство) и вынужденная миграция.
Технологии развиваются невероятно быстро, и мы уже не контролируем то, что происходит с нашими данными в интернете и в политике. Но и выйти из этой схемы мы не можем — невозможно отказаться от технологий в высокотехнологичном мире. Вот почему я думаю, что самый важный навык будущего — это способность воспринимать технологии с долей критицизма. Только критический подход и способность противиться обстоятельствам, а не молчать покорно, сможет обеспечить успех.
Обсуждение материала
Оставить комментарий